Изменение требований при приеме на работу

13 января 2016

Если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами при выполнении работ по определенным должностям, профессиям, специальностям предоставляются компенсации, льготы или ограничения, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или положениям профессиональных стандартов.

Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ также гласит, что профессиональные стандарты обязательны для работодателей, если требования к квалификации сотрудника установлены законами или другими нормативными документами.

Это значит, что в обязательном порядке применять утвержденные профстандарты (то есть ужесточать требования при приеме на работу, менять должностные инструкции и порядок проведения аттестации в части оценок аттестуемых) нужно будет тем, у кого в штате числятся должности, по которым трудовое законодательство предусматривает гарантии и компенсации.

Если профстандарт не утвержден, необходимо соответствовать ЕКС и ЕТКС, пока квалификационные справочники не будут полностью заменены профстандартами.

Квалификация работника и профстандарты

Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ дополнил Трудовой кодекс статьей 195.1, где определено значение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт»:

  • квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
  • профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Координирует разработку стандартов Минтруд РФ. Во исполнение этой функции ведомство выпустило приказ от 12 апреля 2013 года № 148н, в котором представило девять уровней квалификации работника, определяющих требования к умениям и знаниям работника в зависимости от четырех факторов:

  • полномочий и ответственности работника;
  • характера умений;
  • характера знаний;
  • путей достижения данного уровня квалификации.

Первый уровень:

  • деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность;
  • выполнение стандартных заданий (обычно физический труд);
  • применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний;
  • краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт.

Второй уровень:

  • деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность;
  • выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения;
  • применение специальных знаний;
  • основные программы профессионального обучения, программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее двух месяцев). Практический опыт.

Третий уровень:

  • деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная оветственность;
  • решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения;
  • понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний;
  • основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт.

Четвертый уровень:

  • деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и (или) деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников;
  • решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности;
  • понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией;
  • образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт.

Пятый уровень:

  • самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения;
  • решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных)условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности;
  • применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач;
  • образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.

Шестой уровень:

  • самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и (или) подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации;
  • разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений;
  • применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации;
  • образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.

Седьмой уровень:

  • определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений;
  • решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных. Разработка новых методов, технологий;
  • понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и (или) организации;
  • образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.

Восьмой уровень:

  • определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли;
  • решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов;
  • создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности;
  • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.

Девятый уровень:

  • определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях;
  • решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов;
  • создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера;
  • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.

Это единые требования к квалификации работников по уровням квалификации. Они могут уточняться и расширяться в зависимости от специфики профессиональной деятельности.

Что касается стандартов, то они нужны работодателям для грамотной кадровой политики и управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов и установления систем оплаты труда (постановление Минтруда РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, уже сейчас принят ряд поправок в Трудовой кодекс, которые вводят в трудовое законодательство профессиональные стандарты как основу для разработки систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ), тарификации работ и присвоения тарифных разрядов (ст. 143 ТК РФ), определения особенностей приема на подземные работы (ст. 330.2 ТК РФ).

Профессиональные стандарты разрабатываются для всех отраслей экономики. Они учитываются образовательными учреждениями при подготовке специалистов и являются основой квалификационных экзаменов в отрасли. Реестр утвержденных профессиональных стандартов ведет Минтруд РФ.

Применение профстандартов

В Трудовой кодекс Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ (вступает в силу с 1июля 2016 года) добавлена новая статья 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов».

При создании профессиональных стандартов законодательство обязывает руководствоваться Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Эти справочники устанавливают типовой функционал по конкретным должностям и профессиям - определенные требования к квалификации сотрудников, в частности, к образованию, опыту работы, знаниям специалиста, занимающего определенную должность. Профессиональные стандарты устанавливают не только требования к образованию, теоретическим знаниям, но также и описывают профессиональные умения, полномочия и ответственность. В них закреплены пути повышения квалификации, если конкретный работник не будет ему соответствовать.

В статье 57 Трудового кодекса сказано, что обязательным условием трудового договора является трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Наименование должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Это значит, что работодатель любой формы собственности обязан использовать типовые наименования должностей, указываемых в этих документах, особенно при установления льгот и гарантий, а одним из ограничений может быть, например минимальное требование к уровню образования.

Работники всех организаций, в том числе и коммерческих, должны соответствовать требованиям принятых профессиональных стандартов. Однако многие профессиональные стандарты не содержат специальных требований, что позволяет работодателю самому устанавливать требования и разрабатывать планы обучения и переподготовки кадров.

Если стандарт не содержит требования к опыту работы, то работодатель вправе сам установить критерий профессионального опыта при приеме на работу или выявлении соответствия работником занимаемой должности, исходя из особенностей трудового процесса в организации.

Работодатели (кроме бюджетных организаций) вправе принять на работу человека, который в целом его устраивает, но не соответствует профстандарту, но только на должность, по которой нет профессионального стандарта, либо с обязательным дополнительным обучением.

В том случае, если на должности, по которой принят профессиональный стандарт, сотрудник уже работает и при этом его квалификация не соответствует утвержденному профессиональному стандарту, работодатель может:

  • повышать квалификационный уровень работника в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
  • переименовать позицию работника в другую, по которой нет профессионального стандарта (чаще всего используют разные сочетания со словами «менеджер по…»);
  • перевести сотрудника на другую должность, профессиональному стандарту которой соответствует квалификационный уровень работника.

Профстандарт «Бухгалтер»

Минтруда России подготовило профессиональный стандарт «Бухгалтер».

Устанавливаются такие уровни квалификации бухгалтера:

Бухгалтер (уровень квалификации 5).

Обобщенная трудовая функция – Ведение бухгалтерского учета.

Образование - среднее или дополнительное профессиональное образование (достаточно).

Трудовые функции:

  • прием и проверка первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
  • оценка объектов бухгалтерского учета;
  • обобщение фактов хозяйственной жизни.

Главный бухгалтер (6 уровень квалификации).

Обобщенная трудовая функция – Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Образование - среднее или дополнительное профессиональное образование (достаточно).

Трудовые функции:

  • управление процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Профессиональный главный бухгалтер (6 уровень квалификации).

Обобщенная трудовая функция – Внутренний контроль в экономическом субъекте.

Образование - среднее или дополнительное профессиональное образование (достаточно).

Трудовая функция - внутренний контроль в экономическом субъекте совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Профессиональный главный бухгалтер (6 уровень квалификации).

Обобщенная трудовая функция – Налоговое консультирование в экономическом субъекте.

Образование - среднее или дополнительное профессиональное образование (достаточно).

Трудовые функции:

  • консультирование по применению налогового законодательства;
  • экспертиза налоговых решений экономического субъекта, оценка рисков;
  • консультирование по урегулированию налоговых споров.

Профессиональный главный бухгалтер (6 уровень квалификации).

Обобщенная трудовая функция – Управление финансами в экономическом субъекте. Среднее или дополнительное профессиональное образования.

Трудовые функции:

  • проведение анализа финансового состояния экономического субъекта;
  • финансовое планирование в экономическом субъекте;
  • текущее управление финансами в экономическом субъекте.

Требования к лицу, которому поручается вести бухгалтерский учет

Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не каждого можно допустить к ведению бухгалтерии в организации. Да и не в каждой организации.

Если руководитель поручает вести бухучет главному бухгалтеру или другому должностному лицу, то соискатели должны отвечать жестким требованиям. Это касается (ч. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ):

  • публичного акционерного общества (кроме кредитной организации);
  • страховой организации;
  • негосударственного пенсионного фонда;
  • акционерного инвестиционного фонда;
  • управляющей компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ);
  • иной организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитной организации);
  • органа управления государственного внебюджетного фонда (в т.ч. территориального).

В остальных случаях, например, если это ООО, не имеющее ценных бумаг, допущенных к обращению на торгах, требования к главному бухгалтеру, установленные законом № 402-ФЗ, не нужны. Однако каждая организация может устанавливать свои критерии отбора кандидатов на должность главного бухгалтера (требования к главным бухгалтерам кредитных организаций устанавливает ЦБ РФ).

Теперь в таких организациях смогут работать только высококвалифицированные бухгалтеры, соответствующие определенным требованиям.

Вот эти требования:

  • наличие высшего образования (экономического). Это может быть как бухгалтер по диплому (например, по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит», так и бакалавр или магистр экономики или менеджмента);
  • стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (при профильном образовании), - не менее трех из последних пяти календарных лет. Для лиц с непрофильным экономическим образованием - не менее пяти из последних семи календарных лет;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Квалификация работника и профстандарты - источник,

Смотрите в Бераторе → Обязательные требования для главных бухгалтеров установлены пунктом 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ -источник

(Источник buhgalteria.ru

Практическая энциклопедия бухгалтера - Бреатор)